«Триумф на Триумфальной»
Posted on | 4 декабря, 2009 | No Comments
«Театр Сатиры — это большой серый дом, который стоит на Триумфальной площади города Москвы. Честно говоря, он стоит на площади Маяковского, но после всех переименований оказался почти на углу Тверской и Триумфальной. Посреди Триумфальной площади стоит испуганный Маяковский и боится, что его переименуют в Бродского».
Так сатировцы представили свой родной дом на сайте в Интернете в разделе «Наш театр». Скромно, но иронично. Зато название праздничному мероприятию дали громкое: «Триумф на Триумфальной» — музыкальное обозрение. «Конечно, звучит нахально, но это наш жанр», — заметил художественный руководитель «Сатиры» Александр Ширвиндт и признался, что пафосное название позаимствовано у «старших» коллег. Когда в 1927-м году театру исполнилось три года (!), они не постеснялись отметить сей «могучий юбилей» спектаклем-обозрением, без ложной скромности именовав его тем самым «Триумфом на Триумфальной». Учитывая нынешний почтенный возраст театра, а также ту заметную роль, которую он играет в российской театральной жизни, название вполне подходящее. «Тем более что юбилеев в этом году у нас много, — напомнил Александр Ширвиндт. — В сентябре исполнилось 100 лет со дня рождения Валентина Плучека, возглавлявшего нашу труппу более четырех десятилетий. А мне в июле стукнуло 75…»
«Время летит страшно, — говорит Александр Ширвиндт. — Такой навал «якобы» круглых дат на нас обрушился! Но мы решили все-таки отметить 85-летие театра. Сначала думали, что это юбилей, поэтому страшно «выпучились», а оказалось, это не юбилей, а просто дата. Ну и ладно, все равно будем праздновать громко. А мы всегда празднуем, возвращаясь к своим историческим корням, вспоминаем то, через что прошли. Обозрение как жанр — в крови, в плоти Театра Сатиры».
«Москва с точки зрения» — так в 1924-м году называлось первое обозрение «новорожденного» Театра Сатиры. Над чем смеялись и что высмеивали на его сцене все эти 85 лет? Разумеется, быт и нравы своего времени. Ну а какая сатира без политики?.. Так что шутили и на опасные темы: были, правда, времена, когда — очень осторожно, но всегда с выдумкой. «Национализация женщин», «Нужная бумажка», «Насчет любви»… Можно лишь догадываться, о чем были эти спектакли на заре «творческого пути» театра. Впрочем, классика сатиры — как русская, так и зарубежная — не сходила с его подмостков. Гоголь, Салтыков-Щедрин, Мольер, Бомарше… Блистательные актеры Андрей Миронов и Анатолий Папанов, переигравшие в 1960-1980-х годах весь этот великий репертуар, вписали золотую страницу в историю театра.
Вообще в это время Театр Сатиры находился на пике своей славы, и в этом бесспорная заслуга легендарного режиссера Валентина Плучека, который возглавлял театр до 2000-го года. При нем театр обрел свое лицо, неподражаемый стиль, огромную любовь зрителей. Это он находил и «зажигал» новых звезд, которые блистали не только на сцене: они снимались в лучших советских комедиях, выступали на эстраде, а чего стоила знаменитая телепередача «Кабачок 13 стульев» с участием артистов театра! Когда она шла по телевизору, стар и млад спешили к голубому экрану. Веселые сценки, отточенные, и по тем временам весьма даже смелые, шутки, заграничные интерьеры — такого советские зрители не видели больше нигде.
Сегодня театром руководит Александр Ширвиндт. Актер и режиссер с неповторимым почерком и особым чувством юмора. Виртуоз шутки в образе вальяжного красавца! Кажется, жить без иронии и меткого словца он не умеет. «Просто Ширвиндт», — говорят о нем в театре, — и этим все сказано. С тех пор, как он стал худруком, в театр пришло много молодежи, существенно изменился репертуар. На вопрос о принципах его формирования главный сатировец отвечает: «Надо пьесу найти хорошую и режиссера — вот и вся репертуарная политика». Такой «простой» подход, а результат — неизменные аншлаги. Спектакли Театра Сатиры сплошь кассовые: «Хомо Эректус», «Идеальное убийство», «Слишком женатый таксист», «Как пришить старушку» — билеты на них раскуплены на месяцы вперед.
Нет сомнений, что успех ждет и новый спектакль-обозрение «Триумф на Триумфальной». Ведь это же музыкальное путешествие по истории любимого публикой театра. А блистательная музыка — во все времена была одной из главных составляющих всех постановок: с театром сотрудничали многие известные композиторы, в числе которых Никита Богословский, Владимир Дашкевич, Давид Тухманов, Родион Щедрин! А Исаак Дунаевский и вовсе много лет проработал заведующим музыкальной частью театра. В «Сатире», кстати, есть даже свой оркестр! Так что в юбилейный вечер виновники торжества «зажгут по полной»: и споют, и спляшут — смеясь и шутя. И, если смех продлевает жизнь, зрителей ждет не только феерическое шоу, но и эффект омоложения, ведь в смехотерапии нынешние юбиляры — асы!
Comments
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.